Самая популярная комната в доме
Кладовые в подвале или на цокольном этаже. Это отдельные боксы для хранения, которые локализуются в подвале или на цокольном этаже. Их приобретение оформляется отдельно, как покупка машиноместа, например.
Каждая семья может купить кладовую (или келлер, как это называется в Европе) нужного размера. Обычно их делают площадью от 2-х до 18-20 «квадратов» (хотя такие большие келлеры встречаются, в основном, только в элитных проектах). Так, в комплексе «Румянцево-Парк» размер кладовок варьируются от 1,1 м2 до 12 м2 . А в проекте ЖК «Москва А101» кладовки имеют площадь от 2,2 до 7,5 кв. м.
Стоимость «квадрата» в кладовых, расположенных локально в цоколе или подвале, ниже на 40-60%, чем стоимость кв.м. жилья. Поэтому они обходятся дешевле, чем кладовки внутри квартиры (там за нее нужно платить столько же, сколько и за кв.м. жилой площади). Бюджет покупки кладовых варьируется в среднем от 200 до 500 тысяч рублей в зависимости от ее размера
Кладовые на каждом этаже дома. Пожалуй, самый удобный вариант кладовок: они не входят в квартиры и за них не нужно платить как за жилье, при этом они размещаются на каждом этаже, соответственно, не нужно спускаться в подвал, чтобы достать летнюю коляску или горнолыжную экипировку. Правда, пока в Москве комплексов, которые активно продвигают кладовые на этажах совсем немного. Например, такие кладовки есть в ЖК SHIROKAYA, их размер варьируется от 1,9 до 4,6 кв. м. (с возможностью объединения).
Отметим, что в той или иной форме келлеры стараются сделать практически в любом проекте класса комфорт и выше. Чаще всего семьи покупают отдельные келлеры не вместе с квартирой, а уже незадолго до заселения. В этом смысле отдельные кладовки тоже удобнее: можно докупить место для хранения перед новосельем, а не тратиться на нее сразу. Нередко москвичи разделяют затраты на «две волны». Сначала приобретают квартиру, а затем, по мере готовности комплекса, покупают машиноместо в паркинге, кладовую и откладывают на ремонт.